Москва

+7 (499) 703 01 32
Call back

RU EN

mail@pnx-spb.ru

TRANSFORMERS, REACTORS. FIREFIGHTING INSTALLATIONS FOR OIL POWER TRANSFORMERS

TRANSFORMERS, REACTORS. FIREFIGHTING INSTALLATIONS FOR OIL POWER TRANSFORMERS

Power transformers, oil transformers, automatic transformers (reactors) are part of various industrial facilities. Requirements for transformer fire extinguishing systems and installations are contained in SP 5.13130.2009 and in the Standard for the Electric Power Grid (STO).

Code of Practice “Fire Protection Systems. Automatic fire alarm and fire extinguishing systems” applies to various industrial facilities, including oil power transformers. VNPB 29-14 STO 34.01-27.3-002-2014 applies to the facilities of the electric power grid of the Russian Federation and is the current Standard of the organization “Design of fire protection of the facilities of the electric power grid of JSC Russian Grids. General technical requirements."

Objects and equipment to be protected by automatic fire extinguishing installations (AUPT)

Object, Equipment

Regulatory requirement

  1. Oil power transformers and reactors (open, closed)
SP 5.13130.2009 tab. A4, Standard Electric Power Grid Appendix 1
  1. Cable structures with transformers
SP 5.13130.2009 tab. A4, Standard Electric Power Grid Appendix 1
  1. Substation Cable Structures
SP 5.13130.2009 tab. A4, Standard Electric Power Grid Appendix 1
  1. Transformer rooms at communication facilities
SP 5.13130.2009 tab. A4

Choosing a fire extinguishing system for oil power transformers

The type of fire extinguishing installation, the method of extinguishing and the type of extinguishing agent for protecting electric grid facilities and power facilities is determined by the design organization taking into account the requirements of the Standard for the Electric Power Grid, as well as the requirements of SP 5.13130.

The use of automatic fire extinguishing installations with low expansion film-forming foam with deluge sprinklers (water/foam nozzles) is normatively justified. The choice of foam extinguishing allows you to prevent burn back and provides extinguishing. This is important because energized elements or heated elements reignite the transformer oil.

See the requirement of clause 9.3.9 of the Standard of the Electric Power Grid: “to prevent burn back (final fire suppression), an extinguishing installation using low expansion film-forming foam with the use of water/foam nozzles should be used. To get low expansion foam, you must use a premix of a foam concentrate that meets the requirements of GOST R 50588, and have a fire safety certificate”.

Low expansion foam, like water, effectively cools process equipment in case of fire or accident.

All objects of the energy and electric power grid are equipped with fire water sources designed to provide external and internal fire extinguishing and the operation of automatic fire extinguishing installations. Estimated water consumption is taken as using a single water supply system for automatic firefighting installations (AUPT) of transformers, cable structures and other facilities.

See the requirement of clause 9.1.22 Standard for the Electric Power Grid: “The calculated water flow into the fire water supply system of a fire safety system is taken at the highest flow rate required to extinguish a single fire hazardous facility, taking into account the use of a unified water supply system for automatic fire extinguishing of transformers, cable structures and other objects."

Next, we consider standard regulatory provisions for the protection of power grid facilities and other energy facilities.

Open transformers (reactors). Automatic fire extinguishing systems, AUVPT

To protect automatic transformers and reactors (open transformers), automatic water extinguishing installations should be used in accordance with the requirements of the Standard for the Electric Power Grid or automatic fire extinguishing installations with low expansion foam using deluge sprinklers (water/foam nozzles).

The use of fire monitors and other nozzles as actuators does not meet the requirements for automatic water extinguishing installations (AUVPT).

The Pozhneftehim recommends using special Antifire-I deluge spraying certified according to GOST R 51043-2002 for spraying the protected surface of transformers (reactors). Antifire deluge sprinklers UVPN manufactured by Pozhneftehim meet the requirements of RD 34.15.109-91 “Recommendations on the design of automatic water extinguishing systems for oil power transformers”.

Thanks to the oscillating device UVPN, operational capabilities are increased and the repair work on the transformer is simplified. At the same time, the use of stationary deluge sprinklers without any oscillating device (in comparison with Antifire-I) implies a greater length of pipelines and a larger number of stationary sprinklers.

Antifire deluge sprinkler UVPN with an oscillator is used to extinguish fires with water and foam. Thanks to the oscillator, the irrigated area is maximized (see below for a diagram of the dependence of the oscillation angle and the irrigation zone).

For the implementation of Clause 9.1.23 of the Standard for the Electric Power Grid in terms of storing a container with a foam concentrate outside the protected premises or equipment, it is recommended to use BK-PT (block-container for fire suppression). The block-container can be used to supply water for cooling equipment during an accident and for fire extinguishing with low expansion foam.

Standard design solution. An example of an open transformer fire extinguishing installation. LLC Pozhneftehim © 2004-2019

Transformer fire extinguishing systems with block-container

The Vityaz firefighting unit produced by Pozhneftehim is a finished modular product that provides for a proportioning system and a foam concentrate supply. BK-PT is manufactured according to customer requirements for individual design solutions and is supplied in full factory readiness.

Shipment of mobile Vityaz BK-PT produced by Pozhneftehim for a Perm facility. Photo: LLC Pozhneftehim © 2004-2019

An example of a complete set of Vityaz BK-PT with an Antifire bladder tank (model)

The BK-PT contains control units and separate locking and starting devices to fulfill the mandatory requirements of clause 9.1.28 of the Standard of the Electric Power Grid. According to the STO, it is not allowed to place the specified equipment in basements and wells due to the probable flooding or filling with oil products.

Bladder tank with SHABD in the transformer fire extinguishing system

The bladder tank can be selected as a proportioning system of the foam concentrate in the fire extinguishing installation for the oil power transformer. At the same time, in order to fulfill the mandatory requirement of Clause 9.1.24 of the Standard for the Electric Power Grid, it is required to use a bladder tank with a SHABD automation cabinet.

The automation cabinet shows the foam concentrate volume in the flexible tank. The device outputs a signal to the fire pumping station control panel. According to clause 9.1.24 of the Standard for the Electric Power Grid, “each container with a foam concentrate or its solution must be equipped with a level alarm. The impulse from the alarm should be issued to the control panel of the firefighting pumping station, to the instrument panel with permanent personnel)."

Bladder tank with a wide range proportioner (DShD) and ShABD control cabinet

Closed transformers (reactors). Automatic fire extinguishing systems, AUGPT

To protect automatic transformers and reactors located in closed chambers, automatic gas fire extinguishing installations (AUGPT) should be used. The calculated amount (mass) of gas extinguishing agent (GOVT) in the installation should be sufficient to ensure its normative extinguishing concentration in any protected room or group of rooms protected simultaneously. Centralized installations in addition to the estimated number of GOVT must have its 100% reserve.

In order to prevent burn back (final fire suppression) after the gas fire extinguishing installation has been activated, an extinguishing installation using low expansion film-forming foam should be used with AKVAFOM fluorosynthetic film-forming foam concentrates and special deluge sprinklers (water/foam nozzles).

To obtain low expansion foam, a foam concentrate working solution that meets the requirements of GOST R 50588 must be used and a certificate of conformity for fire safety must be available (requirement of clause 9.8.9 of the Standard for the Electric Power Grid).

Standard design solution. An example of a fire extinguishing installation of a closed transformer. LLC Pozhneftehim © 2004-2019

The foam extinguishing installation is designed to prevent burn back after the operation of the gas fire extinguishing installation

In the event of an accident or fire of a transformer, a large number of sources of ignition occur. Therefore, the only effective extinguishing agent will be a film-forming foam concentrate, which prevents burn back.

The foam fire extinguishing system is manually started by the duty services or fire departments using the Foamix pressure fire dispensers. System uptime is determined by the fire supervisor.

Deluge sprinkler on the Antifire-I rotary device

Foamix stationary fire pressure proportioner (DPN-S)

Antifire fire monitor

Antifire-I special deluge sprinklers, certified according to GOST R 51043-2002, joint with a swivel or flange connection, with the self-regulating function, are used as water/foam nozzles.

In the fire extinguishing system of a closed transformer for roof cooling, wetting down of the protected surface with the use of fire monitors should be provided.

In the fire extinguishing system, it is also recommended to use a Foamix fixed fire pressure proportioner manufactured by Pozhneftehim.

The Foamix DPN-S proportioner is a device for proportioning a foam concentrate under pressure into a water stream in a pipeline and obtaining a premix with a volume concentration of 1% or 3%, depending on the type of foam concentrate used.

The Pozhneftehim fire extinguishing systems for transformers: production, supply, commissioning.

The Pozhneftehim, a manufacturer of equipment and foam concentrates for fire extinguishing systems of industrial facilities, offers integrated fire extinguishing systems for oil power transformers, as well as other facilities of the electric power grid, for which the use of foam and water fire extinguishing systems is normatively justified.

The Pozhneftehim is focused on full support of the project from the stage of design and preparation of detailed documentation on fire safety to acceptance tests and commissioning. With a comprehensive supply, the Pozhneftehim specialists carry out installation supervision and commissioning of the fire extinguishing installation, and also offer an extended warranty on the foam concentrates in case of purchasing a proportioning system and a foam concentrates from us.

Я хочу узнать больше о решениях и системах Пожнефтехим

Заполнение формы означает, что вы ознакомились с политикой конфиденциальности сайта www.pnx-spb.ru .





Стандарт Пожнефтехим "Базовые проблемы проектирования систем пенного пожаротушения. Пути решения". 2018 (pdf, 2.32 Mb)

Contact information to order Pozhneftehim complex supplies

Questions concerning the choice of foam concentrates for fire extinguishing

Tatyana Potapenko, foam project manager +7 (499) 703 01 32, ext.172

Questions concerning the choice of firefighting equipment

Sergey Vypritsky, Project Manager +7 (499) 703 01 32, ext.153

Questions on documentation regarding Fire safety measures (MOPB) and Special technical conditions (STU)

Sergey Titenkov, Head of Regulatory and Technical Department +7 (499) 703 01 32, ext.159

Москва

+7 (499) 703 01 32
перезвоните

mail@pnx-spb.ru

Трансформаторы, реакторы. Установки пожаротушения для масляных силовых трансформаторов

Трансформаторы, реакторы. Установки пожаротушения для масляных силовых трансформаторов

Силовые трансформаторы, масляные трансформаторы, автотрансформаторы (реакторы) входят в состав разных промышленных объектов. Требования к системам и установкам пожаротушения трансформаторов содержатся в СП 5.13130.2009 и в Стандарте Электросетевого Комплекса (СТО).

Свод правил «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические» распространяется на разные промышленные объекты, включая масляные силовые трансформаторы. ВНПБ 29-14 СТО 34.01-27.3-002-2014 распространяется на объекты электросетевого комплекса Российской Федерации и является действующим Стандартом организации «Проектирование противопожарной защиты объектов электросетевого комплекса ОАО «Россети». Общие технические требования».

Объекты и оборудование, подлежащие защите автоматическими установками пожаротушения (АУПТ)

Объект, Оборудование

Нормативное требование

  1. Масляные силовые трансформаторы и реакторы (открытые, закрытые)
СП 5.13130.2009 табл. А4, Стандарт Электросетевого Комплекса Приложение 1
  1. Кабельные сооружения с трансформаторами 
СП 5.13130.2009 табл. А4, Стандарт Электросетевого Комплекса Приложение 1
  1. Кабельные сооружения подстанций 
СП 5.13130.2009 табл. А4, Стандарт Электросетевого Комплекса Приложение 1
  1. Трансформаторные помещения объектов связи
СП 5.13130.2009 табл. А4

Выбор установки пожаротушения силовых масляных трансформаторов

Тип установки пожаротушения, способ тушения и вид огнетушащего вещества для защиты объектов электросетевого хозяйства и энергетических объектов определяется организацией-проектировщиком с учетом требований Стандарта Электросетевого Комплекса, а также требований СП 5.13130.

Нормативно обосновано применение автоматических установок пожаротушения низкократной пленкообразующей пеной с дренчерными оросителями (водопенными насадками). Выбор пенного пожаротушения позволяет предотвратить повторное возгорание и обеспечивает дотушивание. Это важно, поскольку элементы под напряжением или разогретые элементы повторно воспламеняют трансформаторное масло.

См. требование п. 9.3.9 Стандарта Электросетевого Комплекса: «для предотвращения повторного возгорания (дотушивания) следует применять установку тушения низкократной пленкообразующей пеной с применением водопенных насадков. Для получения низкократной пены должен использоваться рабочий раствор пенообразователя, соответствующего требованиям ГОСТ Р 50588 и имеющего сертификат пожарной безопасности».

Пена низкой кратности, как и вода, эффективно охлаждает технологическое оборудование при пожаре или аварии.

Все объекты энергетического и электросетевого комплекса оснащаются источниками противопожарного водоснабжения, предназначенными для обеспечения наружного, внутреннего пожаротушения и работы автоматических установок пожаротушения. Расчетный расход воды принимается с учетом использования единой системы водоснабжения для АУПТ трансформаторов, кабельных сооружений и других объектов.

См. требование п. 9.1.22 Стандарт Электросетевого Комплекса: «Расчетный расход воды в систему противопожарного водоснабжения ПС принимается по наибольшему расходу, требующемуся на пожаротушение одного пожароопасного объекта, с учетом предусмотренного проектом использования единой системы водоснабжения для автоматического пожаротушения трансформаторов, кабельных сооружений и других объектов».

Далее рассмотрим типовые нормативные решения по защите объектов электросетевого комплекса и других энергообъектов.

Открытые трансформаторы (реакторы). Системы автоматического пожаротушения, АУВПТ

Для защиты автотрансформаторов и реакторов (открытых трансформаторов) должны применяться автоматические установки водяного пожаротушения в соответствии с требованием Стандарта Электросетевого Комплекса или автоматические установки пожаротушения пеной низкой кратности с применением дренчерных оросителей (водопенных насадков).

Применение в качестве исполнительных устройств лафетных стволов и других насадков не отвечает требованиям, предъявляемым к автоматическим установкам водяного пожаротушения (АУВПТ).

Пожнефтехим рекомендует применять сертифицированные по ГОСТ Р 51043-2002 дренчерные оросители специальные «Антифайер»-I для орошения защищаемой поверхности трансформаторов (реакторов). Дренчерные оросители УВПН «Антифайер» производства Пожнефтехим соответствуют требованиям РД 34.15.109-91 «Рекомендации по проектированию автоматических установок водяного пожаротушения масляных силовых трансформаторов».

Благодаря осциллирующему устройству УВПН повышаются эксплуатационные возможности и упрощаются ремонтные работы трансформатора. В то же время, применение стационарных дренчерных оросителей без осциллирующего устройства (в сравнении с «Антифайер»-I) предполагает большую длину трубопроводов и большее количество самих стационарных оросителей.

Дренчерный ороситель УВПН «Антифайер» с осциллятором применяется для тушения пожаров водой и пеной. Благодаря осциллятору орошаемая площадь максимально увеличивается (см. далее схему зависимости угла осцилляции и зоны орошения).

Для выполнения п. 9.1.23 Стандарта Электросетевого Комплекса в части хранения емкости с пенообразователем вне защищаемого помещения или оборудования рекомендуется применять БК-ПТ (блок-контейнер для пожаротушения). Блок-контейнер может применяться для подачи воды для охлаждения оборудования при аварии и для пожаротушения пеной низкой кратности.

Типовое проектное решение. Пример установки пожаротушения открытого трансформатора.
ООО «Пожнефтехим» © 2004-2019

Системы пожаротушения трансформаторов с блоком-контейнером

Блок-контейнер для пожаротушения «Витязь» производства Пожнефтехим – это готовое модульное изделие, в котором предусматривается система дозирования и запас пенообразователя. БК-ПТ изготавливается по требованиям заказчика под индивидуальные проектные решения и поставляется в полной заводской готовности.

Отгрузка передвижного БК-ПТ «Витязь» производства Пожнефтехим для объекта в Перми. Фото: ООО «Пожнефтехим» © 2004-2019

Пример комплектации БК-ПТ «Витязь» баком-дозатором «Антифайер» (модель)

В БК-ПТ размещаются узлы управления и отдельные запорно-пусковые устройства для выполнения обязательного требования п. 9.1.28 Стандарта Электросетевого Комплекса. По СТО не допускается размещение указанного оборудования в подвалах и колодцах по причине вероятного затопления или заполнения нефтепродуктами.

Бак-дозатор с ШАБД в системе пожаротушения трансформатора

Бак-дозатор может быть выбран в качестве системы дозирования пенообразователя в составе установки пожаротушения масляного силового трансформатора. При этом для выполнения обязательного требования п. 9.1.24 Стандарта Электросетевого Комплекса требуется применить бак-дозатор со шкафом автоматики ШАБД.

Шкаф автоматики показывает объем пенообразователя в эластичной емкости. Устройство выводит сигнал на панель управления насосной пожаротушения. Согласно п. 9.1.24 Стандарта Электросетевого Комплекса, «каждая емкость с пенообразователем или его раствором должна оборудоваться сигнализацией допустимого уровня. Импульс от сигнализации должен выдаваться на панель управления насосной станции пожаротушения, на щит управления с постоянным персоналом)».

Бак-дозатор с дозатором широкого диапазона (ДШД) и шкафом автоматики ШАБД

Закрытые трансформаторы (реакторы). Системы автоматического пожаротушения, АУГПТ

Для защиты автотрансформаторов и реакторов, расположенных в закрытых камерах, должны применяться автоматические установки газового пожаротушения (АУГПТ). Расчетного количества (массы) газового огнетушащего вещества (ГОВТ) в установке должно быть достаточно для обеспечения его нормативной огнетушащей концентрации в любом защищаемом помещении или группе помещений, защищаемых одновременно. Централизованные установки кроме расчетного количества ГОВТ должны иметь его 100%-ный резерв.

Для предотвращения повторного возгорания (дотушивания) после срабатывания установки газового пожаротушения следует применять установку тушения низкократной пленкообразующей пеной с применением фторсинтетических пленкообразующих пенообразователей «АКВАФОМ» типа AFFF и специальных дренчерных оросителей (водопенных насадков).

Для получения низкократной пены должен использоваться рабочий раствор пенообразователя, соответствующий требованиям ГОСТ Р 50588 и имеющий сертификат соответствия в области пожарной безопасности (требование п. 9.8.9 Стандарта Электросетевого Комплекса).

Типовое проектное решение. Пример установки пожаротушения закрытого трансформатора. ООО «Пожнефтехим» © 2004-2019

Установка пенного тушения предназначена для предотвращения повторного возгорания после работы установки газового пожаротушения

При аварии или пожаре трансформатора возникает большое количество источников возгорания. Поэтому единственным эффективным средством тушения будет пленкообразующий пенообразователь, который предотвращает повторное возгорание.

Система пенного пожаротушения запускается вручную дежурными службами или пожарными подразделениями с применением дозаторов пожарных напорных «Фомикс». Время работы системы определяется руководителем пожара.

Дренчерный ороситель на поворотном устройстве «Антифайер»-I

Дозатор пожарный напорный стационарный (ДПН-С) «Фомикс»

Лафетный ствол «Антифайер»

В качестве водопенных насадков применяются дренчерные оросители специальные, сертифицированные по ГОСТ Р 51043-2002 «Антифайер»-I на поворотном или фланцевом соединении с функцией саморегулирования СР.

В системе пожаротушения закрытого трансформатора для охлаждения кровли должно обеспечиваться орошение защищаемой поверхности с применением лафетных стволов.

В системе пожаротушения также рекомендуется применять дозатор пожарный напорный стационарный «Фомикс» производства Пожнефтехим.

Дозатор ДПН-С «Фомикс» представляет собой устройство для дозирования пенообразователя под давлением в поток воды в трубопроводе и получения рабочего раствора с объёмной концентрацией 1% или 3%, в зависимости от типа применяемого пенообразователя.

Системы пожаротушения Пожнефтехим для трансформаторов: производство, поставка, сдача в эксплуатацию

Пожнефтехим, производитель оборудования и пенообразователей для систем пожаротушения промышленных объектов, предлагает рассмотреть комплексные системы пожаротушения масляных силовых трансформаторов, а также других объектов электросетевого комплекса, для которых нормативно обосновано применение систем пенного и водяного пожаротушения.

Пожнефтехим ориентирован на полное сопровождение проекта с этапа проектирования и подготовки рабочей документации по пожарной безопасности до приемочных испытаний и сдачи в эксплуатацию. При комплексной поставке специалисты Пожнефтехим ведут шефмонтаж и пуско-наладку установки пожаротушения, а также предлагают расширенную гарантию на пенообразователь при закупке у нас системы дозирования и пенообразователя.

Я хочу узнать больше о решениях и системах Пожнефтехим

Заполнение формы означает, что вы ознакомились с политикой конфиденциальности сайта www.pnx-spb.ru .





Стандарт Пожнефтехим "Базовые проблемы проектирования систем пенного пожаротушения. Пути решения". 2018 (pdf, 2.32 Mb)

Контактная информация для заказа комплексных поставок Пожнефтехим

Вопросы по выбору пенообразователя

Татьяна Потапенко, руководитель пенного проекта +7 (499) 703 01 32, доб.172

Вопросы по выбору оборудования

Сергей Выприцкий, руководитель проектного отдела +7 (499) 703 01 32, доб.153

Вопросы по документации МОПБ и СТУ

Сергей Титенков, руководитель нормативно-технического отдела +7 (499) 703 01 32, доб.159